Как фотографировать в проводке

Заметка предназначается для тех, кто решил впервые познакомиться с этим методом съемки, ну или для тех, у кого еще не получается.
Существует множество способов фотографирования в проводке:
• Съемка с рук, стоя на месте;
• Съемка с зумированием.
• Съемка с рук в движении;
• Съемка с помощью шеста ригшота, на котором закрепляется фотоаппарат.

Главная цель приема — показать динамику в кадре, отразить движение объекта съемки или окружающей его обстановки, в зависимости от стоящих целей и задач. Конечно, разные фотоаппараты и объективы имеют разные возможности по слежению за объектом и его стабилизации, но существуют базовые навыки которые позволят получить результат на любых зеркальных и современных беззеркальных камерах.

• Съемка с рук, стоя на месте

Посмотрите на эту фотографию движущегося автомобиля:

Снимок сделан в режиме приоритета диафрагмы (апертуры), это когда задается параметр диафрагмы, а все остальные параметры подбираются программой автоматически. Выдержка на снимке составляет 1/2500, ISO-250, диафрагма -3.5. Короткая выдержка, подобранная программой, заморозила все движения. Фотография выглядит статичной. Кажется, что автомобиль стоит на месте. О том, что он движется, знает только фотограф).

Для того чтобы оживить движение необходимо контролировать скорость затвора. Для этого целесообразно использовать режим приоритета выдержки (в Сanon этот режим обозначается как «Tv» в Nikon — «S»). В этом режиме выставляется нужная скорость срабатывания затвора, остальные параметры подбираются программно.

В итоге получаем:

Выдержку я поставил 1/100, значение ISO — 250, диафрагма — 13.
Теперь ощущается динамика. Любой, смотрящий на снимок, чувствует скорость и понимает, что автомобиль едет. Мы видим радиальный смаз колес и горизонтальный смаз заднего фона. Это всё благодаря длинной выдержке и горизонтальному движению фотоаппарата вместе с движением автомобиля. Фотограф как бы провожает автомобиль фотоаппаратом, держа на объекте съемки точку фокусировки и одновременно нажимая кнопку спуска.

Нужно помнить о том, что в разных фазах движения автомобиля, расстояние до фотографа изменяется. Поэтому, если снимать в режиме серийной съёмки, весьма полезной оказывается функция следящего автофокуса (ржим «Servo» на зеркальных фотокамерах). Она позволяет делать быструю серию снимков с автоматическим изменением фокусировки на движущемся автомобиле. В этом режиме, после нажатия кнопки спуска, фокусировка сама подстраивается под изменение местоположения автомобиля в каждом кадре.

Если же делать серию снимков в режиме покадрового фокуса, то фотоаппарат отснимет всю серию снимков с фокусом по первому кадру. В связи с этим, объект будет в фокусе только на первом кадре, а на последующих —  размытым.

У многих может возникнуть резонный вопрос: «а какую выдержку выставлять в каждом конкретном случае». Опытные фотографы могут снимать на очень коротких выдержках с изумительным качеством результата. Выставляемые ими значения подбираются исходя из поставленых задач, опыта, расстояния до объекта и оценки возможностей техники.

Для начинающих фотографов есть одно упрощенное правило — снимать один к одному. Это означает ,что значение скорости движения затвора (выдержки) должно быть равно примерному значению скорости, с которой движется автомобиль или на одну ступень выше. Если вы оцениваете скорость автомобиля в 100 км/час, попробуйте поставить выдержку 1/100 секунды или 1/125. Если скорость движения составляет 30 км/час, попробуйте поставить выдержку 1/30 или 1/50. Конечно, во всех случаях нужно оценивать то, как близко вы находитесь к объекту и какой у вас объектив.

Еще одной полезной технической фишкой является стабилизатор изображения. В некоторых случаях стабилизация изображения может уменьшить эффект смаза заднего фона, но в моей практике он только выручал. В профессиональной линейке объективов Canon и Nikon, у датчика стабилизатора имеется несколько режимов стабилизации. Режим стабилизации во «всех направлениях» стабилизирует картинку по горизонтальной и вертикальной оси независимо от движения камеры.  «Спорт режим» — стабилизация происходит в одной оси. Эта ось определяется автоматически по направлению движения камеры и стабилизирует объект съемки. Вот этот последний режим как раз то, что нам нужно. Он позволят добиться резкости объекта съемки в движении.

Ну и конечно же это навык четко уверенно проводить камерой, следя за объектом, без вертикальных рывков и дрожания.

Снято на Canon 6D, объектив Canon 70-200 f2.8 II

Снято на Canon 6D, объектив Canon 70-200 f2.8 II

Снято на Canon 6D, объектив Canon 24-70 f2.8

продолжение следует…